Илья Васильевич Астафьев, автор справочника «Родоплеменной состав казахов (конец XIX - начало XX вв.). Этноисторический справочник», изготовитель сувениров с казахскими тамгами на сайте «Современное искусство Казахстана», автор справочника «Что означает мое имя?» Алматы, Казахстан, E-mail: ilya@astafyev.kz Skype: ilya.astafyev.home Моб. тел.: +7(777)-210-40-66
Изображение Теллус на «Алтаре мира» императора Августа (13—9 до н. э.), римская ипостась греческой богини земли Геи
Изображение Теллус на «Алтаре мира» императора Августа (13—9 до н. э.), римская ипостась греческой богини земли Геи

Наша планета — Земля, является третьей от Солнца планетой, пятой по размеру среди всех планет Солнечной системы.

Согласно современным научным данным, Земля образовалась из солнечной туманности около 4,54 миллиарда лет назад, и примерно через 10 млн. лет приобретя свой единственный естественный спутник — Луну. Жизнь появилась на Земле примерно 3,9 млрд лет назад. Под влиянием биосферы у Земли значительно изменилась атмосфера, обусловив количественный рост аэробных организмов и формирование озонового слоя, который, вместе с магнитным полем, снижает вред от солнечной радиации. В то же время радиация земной коры значительно снизилась, не оказывая уже существенного влияния на живую природу.

Приблизительно 70,8 % поверхности планеты занимает Мировой океан, остальную часть поверхности занимают континенты и острова. Жидкая вода, необходимая для всех известных жизненных форм, не существует на других планетах Солнечной системы.

Первая полная фотография Земли, снятая 7 декабря 1972 года экипажем  Аполлон-17.
Первая полная фотография Земли, снятая 7 декабря 1972 года экипажем Аполлон-17.

В соответствии с современными научными представлениями, под тонким слоем коры, толщиной не более 10 км, Земля состоят из очень вязкого слоя, называемого мантией, которая покрывает жидкое внешнее ядро, являющееся источником магнитного поля Земли, и внутреннее твёрдое ядро, предположительно, состоящее из железа и никеля. Физические характеристики Земли и её орбитальное движение позволит сохранять условия для существования современной биологической жизни ещё в течение 0,5 — 2,3 млрд лет.

Земля обращается вокруг Солнца и делает вокруг него полный оборот примерно за 365,26 солнечных суток — сидерический год. Ось вращения Земли наклонена на 23,44° относительно перпендикуляра к её орбитальной плоскости, что вызывает сезонные изменения на поверхности планеты с периодом в один тропический год — 365,24 солнечных суток. Сутки сейчас составляют примерно 24 часа. Гравитационное воздействие Луны на Землю является причиной возникновения океанских приливов, а так же стабилизирует наклон земной оси и постепенно замедляет вращение планеты. Некоторые теории полагают, что падения астероидов приводили к существенным изменениям в окружающей среде и поверхности Земли, вызывая, в частности, массовые вымирания различных видов живых существ.

Земля в мифологии

Мекеланджело Буонаротти. Фрагмент фрески Сикстинской капеллы, Ватикан. 1510.
Мекеланджело Буонаротти. Фрагмент фрески Сикстинской капеллы, Ватикан. 1510.

Земля в классической традиции является одной из основных «стихий», которое так же насыщено многочисленными символическими смыслами — «родная земля», «земля-кормилица», «мать-земля». Во многих древних картинах мира земля воплощается в образе богини-матери, основы множества архаических мифов и обычаев, в особенности в культах плодородия.

В древнекитайской картине мира земля — квадрат, уподобленный четырехугольному кузову колесницы, над которым простирается кругообразный балдахин небес. Пара «земля–небо» (тянь-цзы) символизирует весь космос. Во многих случаях отмечается, что по всем четырем углам земли стоят опоры или деревья, охраняемые сверхъестественными стражами, как, например, у майя на Юкатане — четыре хлопковых дерева. В священной средине Земли проходит ось мира, часто символизируемое мировым древом. Землетрясение воспринимается как проявление божественных или враждебных человеку сил, угрожающих космическому порядку и подлежащих ублажению соответствующими ритуалами. Желательные устойчивость и непоколебимость земной тверди находят свое выражение в символическом истолковании понятий камень и скала.

Гильгамеш, душащий льва. Ряд текстов позволяет считать Гильгамеша  пятым правителем I династии города Урука в Шумере (кон. 27 - нач. 26 вв. до н. э.).
Гильгамеш, душащий льва. Ряд текстов позволяет считать Гильгамеша пятым правителем I династии города Урука в Шумере (кон. 27 - нач. 26 вв. до н. э.).

В большинстве древнейших религиозных представлений для создания человека боги использовали землю для создания человеческого тела, в которое уже разными путями вкладывалась душа. В авраамистических религиях праотец всего человечества — Адам, создан из глины, после чего в него была Богом (Аллахом) была вложена душа. Глинистая земля известна по многим мифам творения как исходный материал для сотворения перво людей. Например, в Древнем Египте так сделал бог с головой барана, Хнума, в вавилонском эпосе о Гильгамеше богиня Аруру создает первого человека по лучшим образцам гончарного искусства раннего периода.

В древнейших космогонических мифах Земля является одна из главных стихий Космоса и мироздания. Значительная часть сюжетов и легенд рассказывает о первоначальной божественной паре - Небе и Земле, союз которых послужил началом жизни во Вселенной и от которого произошли остальные боги. Иногда небо и Земля сами являются порождением предшествующего поколения богов: так, в гелиопольском мифе они - внуки Атума, в мифологии маори (Ранги и Папа) - дети По (ночи) и Ао (света) и внуки Веу (корешка). Часто их существование предвечно - в виде яйца мирового, разбивание которого (отделение неба от Земли) представляет собой создание космоса (см., например, древнеиндийский «Чхандогья-упанишаду» III 19, 1-2, и Законы Ману I 12-13). В некоторых мифологиях Земля создаётся не вследствие разбивания яйца, а благодаря расчленению (принесению в жертву) докосмического существа (аккададский Тиамат, древнеиндийский Пуруша, скандинавский Имир, китайский Пань-гу), тело которого даёт начало всем стихиям. Широко распространено также представление о возникновении Земли из вод мирового океана, откуда её вылавливает тот или иной мифологический персонаж (скандинавский Тор, древнеиндийский Праджапати, полинезийский Мауи и др.). В мифах американских индейцев и некоторых сибирских народов часто Земля из воды вылавливает водяная птица-ныряльщик - мировая уточка. В греческой мифологии возникшая из хаоса Земля (Гея) создаёт из себя небо (Уран), от их брака происходят титаны.

Пуруша - космический человек, изначальный творческий (мужской) принцип, вселенская  форма Вишну в ведической космологии.
Пуруша - космический человек, изначальный творческий (мужской) принцип, вселенская форма Вишну в ведической космологии.

Символами союза неба и Земли в архаических космологиях являются дождь, дающий жизнь растениям и животным, а также молния и удар метеорита. Место удара молнии обычно считалось священным. От молнии, то есть от брака неба и Земли, рождаются люди, отмеченные особыми дарованиями,- таково славянское предание о рождении волхвов.

С развитием общественных институтов, новых экономических укладов, Земле начинает восприниматься как стихия плодородия. Она, персонифицированная как высшее живое существо, порождала у охотничьих племён, например у северо-американских индейцев, запрет на использование мотыги или плуга как оружием, ранящего лик Земли. У земледельческих же народов начинает распространяться эротическая символика: посев отождествляется с оплодотворением, плуг - с фаллосом, и т. п. (ср. представления о беременности Земли у чувашей). В качестве божества плодородия Земля также иногда представляется женой неба (например, Маан-Эмо в финно-угорской мифологии), но может иметь мужем солнце (в мифах индейцев-навахо) или какого-либо другого бога. Иногда указанные функции совмещены в образе одной богини, обычно выступающей в роли женского производящего начала вселенной - богини-матери. Таковы малоазийская Кибела, Тепев древних майя, древнеславнская «Мать сыра земля», культ которой впоследствии слился с культом богородицы, и др. Порой функции эти разделяются между несколькими божествами, каждое из которых является ипостасью обожествлённой Земли. Например, в шумерской мифологии мать-земля Нинхурсаг и небо Ан - суть прародители вселенной, однако в пантеоне присутствует ещё и богиня земных недр Нинсун. Римская мать-земля (Теллус) почиталась одновременно с Опой, богиней плодородия почвы и супругой Сатурна, а божеством земных недр, подземного мира была «мать ларов», «немая богиня» Дива Ангерона.

Мировое древо жизни скандинавов. Гравюра из средневекового манускрипта.
Мировое древо жизни скандинавов. Гравюра из средневекового манускрипта.

При делении космоса на небо, землю и преисподнюю - Земля (средняя зона) рассматривается как место обитания людей, для которых тем самым перемещение в другую зону обязательно оказывается путешествием вверх или вниз (ср. разделение шаманов в некоторых сибирских традициях на «чёрных», способных спускаться вниз, в преисподнюю, к злым духам, и «белых», поднимающихся наверх, на небеса к добрым духам). Положение Земли, окружённой мировым океаном, оказывается срединным и для горизонтальной проекции космоса. Воспринимаемая как центр космоса (ср., например, срединный столб Земли в японском мифе об Идзанаки и Идзанами), Земля характеризуется максимальной сакрализованностью и чистотой, поскольку центр рассматривался как священный эмбрион вселенной, своеобразный космос в космосе. Отсюда существовавшее в античной мифологии отождествление Земли с Гестией, богиней священного очага, расположенного в середине мира. Геоцентрическая концепция, господствовавшая в архаических культурах, является, видимо, источником повсеместных представлений о том, что умерший должен быть похоронен в родной Земле, или при погребении должна быть использована хотя бы горсть её. Земля, используемая в ритуале погребения, есть священная земля, замкнутая в определённых и всегда сакрализованных границах (ср. христианские представления об освящённой и неосвящённой земле.). Противоположным результатом этих же представлений был зороастрийский запрет хоронить покойников в землю, потому что труп оскверняет её чистоту. С другой стороны, во всех мифологических системах присутствуют представления о связи Земли с разнообразными хтоническими чудовищами и докосмическими существами, о близости Земли к первозданному хаосу. В индоевропейской мифологии противник громовержца (устроителя космоса) чаще всего является порождением Земли (ср. Тифон, сына Геи, врага Зевса, в греческой мифологии).


Отметить статью в социальных сетях