Илья Васильевич Астафьев, автор справочника «Родоплеменной состав казахов (конец XIX - начало XX вв.). Этноисторический справочник», изготовитель сувениров с казахскими тамгами на сайте «Современное искусство Казахстана», автор справочника «Что означает мое имя?» Алматы, Казахстан, E-mail: ilya@astafyev.kz Skype: ilya.astafyev.home Моб. тел.: +7(777)-210-40-66
Станица из 3 тома «Сахиха аль-Бухари», хранящаяся в Национальной библиотеке Болгарии
Станица из 3 тома «Сахиха аль-Бухари», хранящаяся в Национальной библиотеке Болгарии

Слово хади́с (الحديث‎‎) с арабского языка переводится как «новый», «беседа», «предание», «рассказ». В исламе отсутствует догматическое вероучение, опирающееся на решения Вселенских соборов. Вместо этого регулирование разнообразных религиозно-правовых сторон жизни мусульманской общины осуществляется на основании преданий о словах и действиях пророка Мухаммада. Таким образом хадис является изречением (кауль), одобрением (такрир), образом (васфи) или действием (филь) пророка Мухаммада, сумма которых и образует Сунну, являющуюся авторитетной для всех мусульман и составляющую одну из основ шариата. Хадисы передавались посредством сподвижников пророка.

Каждый хадис должен был иметь непрерывную цепочку передатчиков — иснад, перечень всех лиц, участвовавших в передаче, начиная от сподвижника (сахаба), впервые озвучившего хадис. Чем больше непересекающихся цепочек соответствовало хадису — тем достовернее он считался. Однако наличие непрерывного иснада являлось необходимым, но не достаточным условием определения достоверности хадиса. После составления цепочки, мухаддисы также проверяли биографии самих передатчиков. Если имелись сведения, что передатчик страдал плохой памятью, был психически неуравновешенным или просто слыл нечестным человеком — он считался слабым передатчиком и переданный им хадис не мог быть принят как достоверный. По степени достоверности хадисы классифицируются на достоверные (сахих), хорошие (хасан), слабые, недостоверные и выдуманные.

Хадисы не являются просто преданиями, а имеют цель раскрытб более подробно предписание, которые содержатся в Коране. Например, в Коране говорится, что нужно совершать намаз. Хадисы же рассказывают, как именно нужно это делать.

Наиболее авторитетным мухаддисом, с точки зрения суннитских богословов, считается имам Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари (810—870), который обработал порядка 700 тысяч хадисов из которых лишь 7400 включил в свой сборник «аль-Джами' ас-Сахих», сочтя остальные недостоверными или слабыми. Одним из самых объёмных сборников является «аль-Муснад» имама Ахмада ибн Ханбала, который содержит 40 тысяч хадисов из около 1 миллиона им рассмотренных.

Сборники хадисов не являются в полном смысле биографиями пророка Мухаммеда — это лишь собрание рассказов о пророке со слов его современников, включая его проповеди, описание поступков и т. п. Наиболее ранняя полноценная биография пророка Мухаммеда, сохранившееся до наших дней — это книга Ибн Хишама «Жизнеописание пророка Мухаммеда рассказанное со слов аль-Баккаи, со слов Ибн Исхака аль-Мутталиба» датируется VIII веком (вторым веком по хиджре).


Отметить статью в социальных сетях