Аввакум

Илья Васильевич Астафьев, автор справочника «Родоплеменной состав казахов (конец XIX - начало XX вв.). Этноисторический справочник», изготовитель сувениров с казахскими тамгами на сайте «Современное искусство Казахстана», автор справочника «Что означает мое имя?» Алматы, Казахстан, E-mail: ilya@astafyev.kz Skype: ilya.astafyev.home Моб. тел.: +7(777)-210-40-66

Русское мужское имя Аввакум происходит от древнееврейкого слова хаввакук (חבקוק‎), означающего «обнимающий». Однако ряд ученых считают, что это имя происходить от аккадского слова hambakuku(m), вид садового растения.

В русский именослов имя пришло из Библии, где его носит восьмой из малых пророков, предсказавший приход Мессии и пленение Иерусалима. В жизнеописании пророков, восходящем к более раннему еврейскому источнику и дошедшем до нас в разных редакциях, приписываемых святым Епифанию Кипрскому, Дорофею Тирскому и Исихию Иерусалимскому, сообщается, что Аввакум был родом из колена Симеонова, сыном некоего Асафата из Бетхозера, пережил взятие Иерусалима и умер всего за два года до возвращения евреев из плена. Его могила находилась в городе Кеиль.

На основании свидетельства самой книги местом проповеди Аввакума считается Иудея, возможно Иерусалим. Время его служения определяется предсказанием о нашествии халдеев и описанием состояния иудейского общества, в котором, несмотря на царившее беззаконие, продолжалось храмовое богослужение. Это пространное указание позволяет датировать служение пророка по-разному: временем правления царей Езекии (между 714 и 700), Манассии, Иоакима и эпохи халдейского нашествия (ок. 650 до 590).

В русской истории это имя неразрывно связано с личностью протопопа Аввакума (Аввакум Петрович Кондратьев, 1620—1682) из города Юрьевца-Повольского, противника богослужебной реформы Патриарха Никона XVII века, духовного писателя. Ему приписывают 43 сочинения, в том числе знаменитое «Житие», «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и др. Его считают родоначальником новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы. Старообрядцы почитают Аввакума священномучеником и исповедником.

Будучи идейным противником Никоновской реформы, протопоп Аввакум проявил большое личное мужество в защите своих убеждений. Будучи несколько раз сослан и возвращен в Москву, в конечном итоге был 13 мая 1666 году расстрижен и предан анафеме в Успенском соборе за обедней. В ответ на что он тут же наложил анафему на архиереев, собравшихся в Москве для церковного суда над его идеологическим противником — патриархом Никоном. Наказанный кнутом и сосланный в Пустозёрск на Печоре (1667 год), он 14 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания. Наконец, его резкое письмо к царю Фёдору Алексеевичу, в котором он критиковал его отца — царя Алексея Михайловича и ругал Патриарха Иоакима, решило участь его и его товарищей: все они были сожжены в срубе в Пустозёрске.


Отметить статью в социальных сетях