Жанузак (Жанұзақ)

Илья Васильевич Астафьев, автор справочника «Родоплеменной состав казахов (конец XIX - начало XX вв.). Этноисторический справочник», изготовитель сувениров с казахскими тамгами на сайте «Современное искусство Казахстана», автор справочника «Что означает мое имя?» Алматы, Казахстан, E-mail: ilya@astafyev.kz Skype: ilya.astafyev.home Моб. тел.: +7(777)-210-40-66

Мужское казахское имя Жанузак является двусоставным и относится к именам-оберегам.

В переводе с персидского языка слово жан (روح) означает «дыхание», «душа», «жизнь». Заимствованное в казахский язык, слово жан означает «душа», «дух», «человек», «милый», «бок». В переносном смысле слово имеет значение «сущность», «душа». Кроме того, с притяжательными окончаниями и в местном направительном, исходном падежах слово жан употребляется в значении «возле», «близ», «около», «мимо», «сторонний».

Слово используется и как ласкательная форма при обращении. Является одной из наиболее распространенных частей сложносоставных имен, неся в себе пожелание для его носителя душевной отзывчивости, телесной красоты и нравственного стержня.

Широко используемое при формировании сложносоставных имен словоформа зак происходит от казахского слова ұзақ, что означает «долгий», «продолжительный», «далеко», «затяжной», а также «ворон», «грач».

В космогонических представлениях древних тюрков мир был разделен на три уровня: верхнем (небесном), среднем и подземном. Именно на эти три уровня мира накладывается горизонтально символ мира — дерево. Представители верхнего мира – птицы находятся на верхушке дерева в образе орла. Позже орел приобретает образ птицы персидского фольклора — птицы-великана симруга. Но, судя по преданиям, самым древним образом птицы-спасителя из верхнего мира является ворон. В древних преданиях тюрков об предке Ашине, Тенгри — бог неба, в образе ворона пролетает над болотом, в которое враги кинули истерзанного мальчика, и посылает волчицу спасти его.

Очевидно, умение подражать человеческой речи и долголетие сформировали представление о вороне как о мудрой вещей птице. В настоящее время более распространено обозначение ворона словом қарға. Тем не менее хотелось бы отметить некоторые словосочетания и фразеологические обороты, связанные с вороном. Например, қарға жүнді қаттас, үйрек жүнді оттас (кровный родственник), қарға тамырлы қазақ (казахи вороньего (единого) происхождения), біздің қолымызға да қарға тышар (и нам, даст бог, привалит счастье), являются отголоском миропонимания далекого прошлого предков. В орнаментах казахов существуют такие тамговые элементы, как қарға тұяқ — вороний коготь, қарға тұмсық — вороний клюв. Эти орнаменты служат оберегом от несчастья, гарантией благополучия и располагаются по краям главного орнамента».

При использовании этого слова в формировании сложносоставных имен в него вкладывается пожелание долгой жизни для его носителя и мудрости в делах и поступках.

Дословно имя можно перевести как «Долгая душа». Давая своему ребенку такое имя, родители желают ему прожить долгую и счастливую жизнь в достатке и изобилии.


Отметить статью в социальных сетях