Кабанбай (Қабанбай)

Илья Васильевич Астафьев, автор справочника «Родоплеменной состав казахов (конец XIX - начало XX вв.). Этноисторический справочник», изготовитель сувениров с казахскими тамгами на сайте «Современное искусство Казахстана», автор справочника «Что означает мое имя?» Алматы, Казахстан, E-mail: ilya@astafyev.kz Skype: ilya.astafyev.home Моб. тел.: +7(777)-210-40-66

Мужское казахское имя Кабанбай является двусоставным.

В переводе с казахского языка слов қабан означает самца дикой свиньи, вепря. В мифологии, а в след за ней в геральдике, вепрь является эмблемой мужества и неустрашимости, изображается почти всегда чёрного цвета и в профиль.

Слово бай с казахского языка переводится как «богач», «феодал», «богатый», «зажиточный», «с достатком». В традиционном казахском обществе оно было титулом богатых, имеющих власти людей, крупных земле- и скотовладельцев. В наше время служит частью многих сложносоставных имен, символизируя пожелание его носителю изобилия и богатства.

Однако у этого слова есть еще древний тюркский слой. Современные тюркологи в слове «бай» видят значение «первый», «старший». Ученые сопоставляют алтайское слово «байлу» с казахским «байлау» (связывать). Первое используется в выражениях «байлу ағаш», «байлу ат» для обозначения священного дерева или животного, посвященного духам и предназначенного для жертвоприношения. Это позволяет предположить, что и казахское слово связано с запрещением (табуированием) в отношении того, что предназначено духам, божествам.

У сибирских тюркских народов владыка подземного мира, божество смерти называется Бай Улген (умерший бай). Морфема «бай» включается в такие слова, как «байшешек» (подснежник, первый цветок), «байтерек» (тополь, мифологическое дерево, представляющее мировую ось). В кипчакском языке «бай» имело значение «доля». В общетюркском языке «байы» употреблялось в отношении солнца или луны в значении «заходить», «закатываться», т.е. являлось иносказательным утверждением о смерти небесного светила.

Столь широкое распространение лексемы «бай» может служить доказательством ее древности и значимости. Основными значениями этого слова было «первый», «старший», «отец», «бог мертвых», «доля», «светило», все, что имело отношение к тотемистическому мировоззрению. Этот факт косвенно подтверждается тем, что в подавляющем большинстве казахских нециклических эпосов морфема «бай» включена только в имена отцов главного героя и его жены. Значение, придаваемое вещи или явлению в системе мифологического мировоззрения, играют решающую роль в процессе называния. Имена персонажей возникали в связи с их семантикой, следовательно, они не просто могут быть расшифрованы, но представляют своего рода сетку координат, помогающую ориентироваться в мифологическом мире.

Историческое имя: Кабанбай (1691-1781) — известнейший казахский батыр, сын батыра Кожакула. Представитель Среднего жуза, племя найман. Настоящее имя батыра — Ерасыл.

За храбрость и отвагу, проявленные в сражениях получал прозвища:

  1. Избасар — преемник героических поступков отца,
  2. Нарбала — молодой силач (как одногорбый верблюд),
  3. Дарабоз — особый среди равных,
  4. Кабан — возмутитель спокойствия вражеских сил, которое перешло затем в общепризнанное имя Кабанбай.

Герой казахского национально-освободительного движения от джунгарского ига. Начинал с рядового бойца, постепенно поднявшись до туменбасы. В 1723 Кабанбай назначен начальником обороны священного города Туркестан, столицы Казахского ханства. Руководил казахской армией в целом ряде стратегически важных сражений: Алакульское сражение (1725), Шубартенизское сражение (1728), Булатинское сражение (1729), Анракайское сражение (1729), Илийское сражение (1730), Шаганское сражение (1735), Шоргинское сражение (1740).

Отличался необыкновенной физической силой, согласно легенде поднимал на плечах лошадь (около 500 кг).


Отметить статью в социальных сетях