Никон

Илья Васильевич Астафьев, автор справочника «Родоплеменной состав казахов (конец XIX - начало XX вв.). Этноисторический справочник», изготовитель сувениров с казахскими тамгами на сайте «Современное искусство Казахстана», автор справочника «Что означает мое имя?» Алматы, Казахстан, E-mail: ilya@astafyev.kz Skype: ilya.astafyev.home Моб. тел.: +7(777)-210-40-66

Мужское христианское имя Никон (Νίκωνος) означает в переводе с греческого языка «Побеждающий». Имя в русском православии использовалось, как правило, только в качестве монашеского.

Русской православной церквью почитается несколько святых с этим именем. Один из них — Никон Радонежский (1350—1426), ученик преподобного Сергия Радонежского, второй игумен Троице-Сергиевой лавры. Канонизирован Русской церковью в 1547 году в лике преподобных.

Но самым известным носителем этого имени был Патриарх Московский и всея Руси Никон (1605—1681). С его именем связана церковная реформа, внесшая раскол в единую Русскую православную церковь. Будучи выходцем из крестьянского сословия, Никон (в миру Никита Минин) после пострижения в монахи в 30-и летнем возрасте, благодаря своим знаниям и энергии, был избран 1643 г. игуменом Кожеозерского монастыря. Представленный в 1646 г. Алексею Михайловичу, произвел на него хорошее впечатление, был оставлен на служение в Москве, где вошел в ближайшее окружение царя.

После смерти патриарха Иосифа, Никон был торжественно возведён 25 июля 1652 года на престол патриархов Московских и Всероссийских. Во время интронизации Никон вынудил царя дать обещание не вмешиваться в дела Церкви. Царь и народ поклялись «послушати его во всѣм, яко начальника и пастыря и отца краснѣйшаго».

Являясь одним из самых начитанных людей своего времени, Никон считал важным привести русские православные обряды и книги в соответствие с греческими. Перед Великим постом 1653 года Никон предписал совершать крестное зна́мение тремя перстами. Далее Никон опирался на авторитет соборов и мнение восточных патриархов. Собор 1654 года положил начало делу согласования московских книг с греческими. Определения Собора были рассмотрены и утверждены на Константинопольском Соборе того же года под председательством Патриарха Паисия. Однако широко распространенное как среди мирян, так и значительной части священства мнения о «превосходстве» русского благочестия над греческим, а московского — над киевским, а также резкость самих реформаторов привели к расколу Русской Церкви на сторонников Никона («никониан») и его противников («раскольников», или «старообрядцев»), одним из лидеров которых стал протопоп Аввакум. Аввакум считал, что старые русские книги лучше отражают православную веру.

Молодой царь Алексей Михайлович почитал патриарха Никона, доверял его советам в делах государственного управления, а во время войн с Речью Посполитой (1654—1667) и длительного своего отсутствия оставлял патриарха де-факто во главе правительства. Повелением царя к титулу патриарха «Великий Господин» был добавлен царский титул «Великий Государь». Интриги боярства, вкупе с устремлением светской власти к контролю не только над церковной жизнью, но и над финансовыми потоками патриархии и монастырей привела к разрыву отношений патриарха и царя. В качестве безмолвного протеста Никон оставил патриаршью кафедру 10 июля 1658 года, но не отказавшись от предстоятельства Русской Православной церкви, удалился Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.

В результате давления со стороны светских властей, при поддержке двух патриархов: Паисия Александрийского и Макария Антиохийского, Большой Московский собор 12 декабря 1666 года лишил его не только патриаршего достоинства, но и епископского сана и сослал сначала в Ферапонтов Белозерский монастырь, а после смерти Алексея Михайловича в более тяжелый Кирилло-Белозерский. Только в 1681 г. царь Фёдор Алексеевич, сочувствовавший старому больному Никону, разрешил ему вернуться в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, на пути к которому он скончался.

Царь Фёдор Алексеевич настоял на отпевании Никона как патриарха, а 1682 г., невзирая на сопротивление патриарха Иоакима и значительные издержки, исходатайствовал у восточных патриархов разрешительные грамоты, в которых повелевалось причислить Никона к лику патриархов и поминать в таком звании открыто.


Отметить статью в социальных сетях