Ногайбай (Ноғайбай)

Илья Васильевич Астафьев, автор справочника «Родоплеменной состав казахов (конец XIX - начало XX вв.). Этноисторический справочник», изготовитель сувениров с казахскими тамгами на сайте «Современное искусство Казахстана», автор справочника «Что означает мое имя?» Алматы, Казахстан, E-mail: ilya@astafyev.kz Skype: ilya.astafyev.home Моб. тел.: +7(777)-210-40-66

Мужское казахское имя Ногайбай явялется двусоставным и дается, как правило, по случаю.

В казахском языке слово ноғай означает название одного из тюркских этносов — ногайцев, проживающих в настоящее время, в основном, на Северном Кавказе и в Поволжье.

Считается, что в длительном процессе ногайского этногенеза приняли участие племена из государственных объединений Великой Степи VII в. до н. э. — XIII в. н. э. (саки, сарматы, гунны, усуни, канглы, кенегесы, асы, кыпчаки, уйгуры, аргыны, кытай, найманы, кереиты, кунграты, мангыты и др.). Окончательное оформление ногайской общности с надплеменным названием ногай (ногайлы) произошло в XIV веке в составе Улуса Джучи (Золотой Орды). В последующий период ногайцы оказались в разных государствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, — Астраханском, Казанском, Казахском, Крымском, Сибирском ханствах и Ногайской Орде. Ногайцы сформировались в XV веке в результате консолидации ряда тюркских племен между Нижней Волгой и Эмбой. Ведущую роль в Ногайской орде играли мангыты, название которых многими воспринимались как синонимы, и иногда всех мангытов, обитавших и в других ханствах, тоже называли ногаями. В середине XVI века часть ногайцев переселилась на Северный Кавказ, где были традиционные старые кочевья мангытов, основав Малые Ногаи. В результате экспансии Московского государства в Поволжье и войн с соседями, из которых наиболее разрушительной стала война с калмыками, Большая Ногайская орда исчезла, потомки оставшихся ногайцев растворились среди башкир, казахов и татар.

Слово бай с казахского языка переводится как «богач», «феодал», «богатый», «зажиточный», «с достатком». В традиционном казахском обществе оно было титулом богатых, имеющих власти людей, крупных земле- и скотовладельцев. В наше время служит частью многих сложносоставных имен, символизируя пожелание его носителю изобилия и богатства.

Однако у этого слова есть еще древний тюркский слой. Современные тюркологи в слове «бай» видят значение «первый», «старший». Ученые сопоставляют алтайское слово «байлу» с казахским «байлау» (связывать). Первое используется в выражениях «байлу ағаш», «байлу ат» для обозначения священного дерева или животного, посвященного духам и предназначенного для жертвоприношения. Это позволяет предположить, что и казахское слово связано с запрещением (табуированием) в отношении того, что предназначено духам, божествам.

У сибирских тюркских народов владыка подземного мира, божество смерти называется Бай Улген (умерший бай). Морфема «бай» включается в такие слова, как «байшешек» (подснежник, первый цветок), «байтерек» (тополь, мифологическое дерево, представляющее мировую ось). В кипчакском языке «бай» имело значение «доля». В общетюркском языке «байы» употреблялось в отношении солнца или луны в значении «заходить», «закатываться», т.е. являлось иносказательным утверждением о смерти небесного светила.

Столь широкое распространение лексемы «бай» может служить доказательством ее древности и значимости. Основными значениями этого слова было «первый», «старший», «отец», «бог мертвых», «доля», «светило», все, что имело отношение к тотемистическому мировоззрению. Этот факт косвенно подтверждается тем, что в подавляющем большинстве казахских нециклических эпосов морфема «бай» включена только в имена отцов главного героя и его жены. Значение, придаваемое вещи или явлению в системе мифологического мировоззрения, играют решающую роль в процессе называния. Имена персонажей возникали в связи с их семантикой, следовательно, они не просто могут быть расшифрованы, но представляют своего рода сетку координат, помогающую ориентироваться в мифологическом мире.

Дословно имя можно перевести как «Богатый ногай», что может быть следствием того, что в доме, где родился ребенок, останавливались ногаи.

Историческое имя: Ногай (Ису-Ногай, Нокай, Нугай; 1235—1300) — золотоордынский беклярбек, правитель самого западного улуса Золотой Орды на территории от левого берега Дуная до Днестра. Он был сыном Татара (Тутара), внуком Бувала (Тевала), седьмого сына Джучи. По мнению Н. И. Веселовского, только пять сыновей Джучи были законными, а потомки остальных не могли претендовать на ханскую власть, что относится и к Ногаю, однако прямых указаний на это в источниках нет.

Первое упоминание в источниках о Ногае относится к началу войн между Джучидами и Хулагуидами. В августе 1262 года он, в качестве командующего 30-тысячным авангардом ордынцев, вторгся в Ширван через Дербентский проход и два месяца спустя разбил авангард хулагуидской армии у Шемахи. В июле 1265 джучидские силы во главе с Ногаем, форсировав Куру, вторглись в Закавказье, но были разбиты и отступили на север, в Ширван, а по сведениям Рашид ад-Дина, в результате ранения копьём в этой битве Ногай потерял глаз.

Отложившись от Золотой Орды около 1270 года, Ногай перекочевал к северным берегам Чёрного моря, а потом в низовья Дуная, откуда, рассылая свои войска в разные стороны, наводил страх на Византию и Болгарию. Разбитый Ногаем, император Михаил Палеолог выдал за него свою внебрачную дочь Евфросинию (1273). Ногай руководил выборами князей болгарских и даже одно время пытался овладеть всей Болгарией. С 1270-х гг. и до своей смерти не подчинялся ханам Сарая и фактически контролировал их. Вассальную зависимость от него признали Византия, Болгария, Сербия, а также все южные и часть северо-восточных русских княжеств.


Отметить статью в социальных сетях