Омарбай

Илья Васильевич Астафьев, автор справочника «Родоплеменной состав казахов (конец XIX - начало XX вв.). Этноисторический справочник», изготовитель сувениров с казахскими тамгами на сайте «Современное искусство Казахстана», автор справочника «Что означает мое имя?» Алматы, Казахстан, E-mail: ilya@astafyev.kz Skype: ilya.astafyev.home Моб. тел.: +7(777)-210-40-66

Имя дается в честь второго праведного халифа Умар ибн аль-Хаттаб (581-644 гг.), ставшего руководителем мусульманской общины с 634.

При нем были завоеваны Египет, Палестина, Сирия, Ирак и часть Ирана.

При халифе Умаре была создана налоговая система, действовавшая во всем государстве. Система разделяла мусульман и христиан, не только налогами, но и целым перечнем запретов. Так, специально оговаривалось наказание за осмеивание пророка и его веры и оскорбление исламских символов. Запрещалось домогательство в отношении мусульманской женщины, покушаться на жизнь и имущество мусульман, укрывать врагов ислама и т. д.

\ В 637—638 была введена новая система летоисчисления, в которой за основу была взята хиджра пророка. Сначала речь шла о датировке корреспонденции, но затем в сознании мусульман произошло разделение исторической памяти на период до ислама (джахилия) и после принятия ислама — с первого года хиджры (622).

Занимался Умар и религиозными делами. В частности, при нём был окончательно признан ритуал хаджа. Ежегодное паломничество Умар возглавлял сам. По поручению халифа бывший секретарь пророка Зайд ибн Сабит начал сбор разрозненных текстов откровений, записанных со слов Мухаммада. Окончательно текст Корана был собран уже после смерти Умара.

\ Благодаря Умару, были заложены основы юридической системы, в ряде городов действовали судьи — кади, которые на основе Корана (шариата) разрешали конфликты и споры.

Слово бай с казахского языка переводится как «богач», «феодал», «богатый», «зажиточный», «с достатком». В традиционном казахском обществе оно было титулом богатых, имеющих власти людей, крупных земле- и скотовладельцев. В наше время служит частью многих сложносоставных имен, символизируя пожелание его носителю изобилия и богатства.

Однако у этого слова есть еще древний тюркский слой. Современные тюркологи в слове «бай» видят значение «первый», «старший». Ученые сопоставляют алтайское слово «байлу» с казахским «байлау» (связывать). Первое используется в выражениях «байлу ағаш», «байлу ат» для обозначения священного дерева или животного, посвященного духам и предназначенного для жертвоприношения. Это позволяет предположить, что и казахское слово связано с запрещением (табуированием) в отношении того, что предназначено духам, божествам.

У сибирских тюркских народов владыка подземного мира, божество смерти называется Бай Улген (умерший бай). Морфема «бай» включается в такие слова, как «байшешек» (подснежник, первый цветок), «байтерек» (тополь, мифологическое дерево, представляющее мировую ось). В кипчакском языке «бай» имело значение «доля». В общетюркском языке «байы» употреблялось в отношении солнца или луны в значении «заходить», «закатываться», т.е. являлось иносказательным утверждением о смерти небесного светила.

Столь широкое распространение лексемы «бай» может служить доказательством ее древности и значимости. Основными значениями этого слова было «первый», «старший», «отец», «бог мертвых», «доля», «светило», все, что имело отношение к тотемистическому мировоззрению. Этот факт косвенно подтверждается тем, что в подавляющем большинстве казахских нециклических эпосов морфема «бай» включена только в имена отцов главного героя и его жены. Значение, придаваемое вещи или явлению в системе мифологического мировоззрения, играют решающую роль в процессе называния. Имена персонажей возникали в связи с их семантикой, следовательно, они не просто могут быть расшифрованы, но представляют своего рода сетку координат, помогающую ориентироваться в мифологическом мире.


Отметить статью в социальных сетях