Тит

Илья Васильевич Астафьев, автор справочника «Родоплеменной состав казахов (конец XIX - начало XX вв.). Этноисторический справочник», изготовитель сувениров с казахскими тамгами на сайте «Современное искусство Казахстана», автор справочника «Что означает мое имя?» Алматы, Казахстан, E-mail: ilya@astafyev.kz Skype: ilya.astafyev.home Моб. тел.: +7(777)-210-40-66

В русский именослов имя Тит (Titus) заимствовано из латинского языка, на котором оно было личным именем, имеющим значение «честь», «почет».

В мировой истории это имя связано прежде всего с двумя римскими императорами, полными тезками. Старший - Тит Флавий Веспасиа (9-79), больше известный под именем Веспасиан, римский император с 20 декабря 69 года (провозглашён войсками 1 июля) по 79 год, основатель династии Флавиев, один из наиболее деятельных и успешных принцепсов в Римской истории I века. Именно ему принадлежит крылатая фраза - «Деньги не пахнут», которую он сказал сыну, получив первые платежи налога на общественные отхожие места. Вступив на престол с опустошенной Нероном, Гальбой, Отоном и Вителлием государственной казной, сумел жесткой фискальной политикой восстановить платежеспособность государства, ведя при этом строительство общественных зданий. Именно при нем началось строительство самого известного амфитеатра - Колизея, законченное его сыном Титом.

Тит Флавий Веспасиан (39-81 гг), правивший с 79 по 81 год, вошел в историю под личным именем Тит. Он стал первым императором, унаследовавшим власть у родного отца. При жизни Веспасиана Тит проявил себя как покоритель Иерусалима в ходе Иудейской войны. Кратковременное самостоятельное правление Тита ознаменовалось стихийными бедствиями и щедрой социальной политикой императора. После смерти Тит был обожествлён, а в историографии идеализирован как гуманный правитель.

Однако в христианском именослове это имя связано с личностью апостола от семидесяти Тита, ученика апостола Павла, первого епископа Крита. К Титу обращено Послание к Титу, входящее в состав Нового Завета. Тит не будучи евреем по рождению, в 49 г. сопровождал Павла и Варнаву на Иерусалимский собор. На этом соборе разгорелись споры об обязательности соблюдения Моисеева закона для обращённых в христианство язычников. Апостол Павел, твёрдо стоявший на позиции необязательности его исполнения, подчёркивает, что апостолы не настаивали на том, чтобы подвергнуть Тита обрезанию. После освобождения от первых римских уз Павел поставляет самых испытанных учеников епископами — Тимофея в Эфесе, а Тита — на Крите. Согласно церковному преданию, Тит был критским епископом до смерти в 107 году.


Отметить статью в социальных сетях