Илья Васильевич Астафьев, автор справочника «Родоплеменной состав казахов (конец XIX - начало XX вв.). Этноисторический справочник», изготовитель сувениров с казахскими тамгами на сайте «Современное искусство Казахстана», автор справочника «Что означает мое имя?» Алматы, Казахстан, E-mail: ilya@astafyev.kz Skype: ilya.astafyev.home Моб. тел.: +7(777)-210-40-66
Бердалы Оспан. Фото ИА Фергана.Ру
Бердалы Оспан. Фото ИА Фергана.Ру

Самой большой радостью для казахов является рождение ребенка. Поэтому к выбору имени для новорожденных всегда относились очень серьезно. Имя по традиции давал дед или всеми уважаемая личность, чтобы малыш в будущем вырос таким же знатным. Иногда обращались с такой просьбой к гостю.

Но, и помимо этого, у казахов существовало немало самых разнообразных вариантов наречения своих детей. Например, связанные со временем года, погодой, топонимикой края, особенностями телосложения и здоровья, многочисленными приметами или знаменательными событиями и т.д. Считалось, что сглаз на девочек не действует так сильно, как на мальчиков, и для них выбирались самые красивые, нежные, легкие для произношения имена. Часто в качестве имени давались названия дорогих материй: Жибек (шелк); нежных растений: Раушан (роза), Кызгалдак (тюльпан), Енлик (эдельвейс); драгоценных металлов и камней: Алтын (золото), Кумис (серебро), Гаухар (изумруд), Маржан (жемчуг). Чтобы девочки росли несказанной красоты, их называли именами небесных светил: Кунсулу (красивая как солнце), Айсулу и Айман (красивая как луна, луноликая), Шолпан (утренняя звезда). Когда рождалась долгожданная дочь, ее называли Асель (мед), Меиз (кишмиш), Кулпынай (клубника). Если в семье рождались только дочери, им давались имена в надежде на то, что следующим родится сын: Улболсын (да будет сын), Улжалгас (продолжится сыном), Улжан (душа мальчика), Улбобек (мальчик-младенец), Бурул (сверни, повернись) и даже Кыздыгой (перестань рожать девочек). В некоторых случаях девочке даже давали имя Ултуар (родить мальчика), чтобы у нее в будущем были сыновья.

К именам мальчиков отношение было другим, так как на плечи мужчин ложились основные трудности жизни. В первую очередь желали, чтобы они в лихолетье были защитниками родного очага и рода, а в более мирное время походили на известных биев, акынов. Как известно, в прошлые века смертность детей была очень высокой, что породило массу специфичных имен. В семьях, где младенцы умирали часто, новорожденных называли неказистыми именами, полагая, что это происходит неспроста: Ултарак (стелька), Елеусиз (неприметный), Елемес (незаметный). Эти имена являлись словно защитой от сглаза, порчи. По той же причине, зачастую, составной частью имени было презрительное «кул» - раб: Иткул (раб собаки), Каракул (черный раб). Бывало, детей условно продавали чужим: Сатылган (продан), и покупали: Сатыбалды (купленный) или Тулеген (уплачено). Когда рождался долгожданный ребенок, то называли его Тлеген (желанный), Сагындык (соскучились). Если в семьях на тот момент было мало людей, то нарекали новорожденного Тезекбай (много, как кизяка в степи), Битбай (богат на вшей).

Часто у казахов в одной семье встречаются сыновья с именами Куандык (радовались) и Суюндик (любовались). Это происходит от того, что долго ждали новорожденного, и следующий малыш продлевал радость родителей. Бывали случаи, когда новорожденные умирали один за другим, а родители старели бездетными. Тогда очередного младенца проносили под подолом нескольких старушек, что прожили долгую жизнь. Таких детей нарекали Ушкемпир, Торткемпир, Бескемпир, то есть - три, четыре или пять старух. Хорошо известно, что когда у знаменитого акына Кенена Азербаева на пятом десятке лет родилась дочь, он проделал вышеупомянутый ритуал и нарек ее именем Торткемпир. Позже, когда дочь выросла и пошла в школу, то ее часто дразнили, отчего та переменила свое имя на Торткен. Известен и другой случай, когда после смерти нескольких младенцев, очередного мальчика назвали Турсын (пусть остановится, останется), а потом, когда три следующих ребенка снова умерли, последовавшего за ними новорожденного нарекли Балта (топор), то есть пожелали, чтобы он как топором отсек несчастье. К этому ряду можно причислить имена Улмес (не умрет), Оскен (вырастет), Жанузак (долгая душа), Кунузак (продолжительный день).

Часто выбор имени сопровождался особенностями кочевого быта: Кошербай (кочевка), Кыстаубай (зимовка), Жайляубай (летовка), Булакбай (родник). При этом немалую роль играли и названия местности. Например, знаменитый акын Жамбыл Жабаев обязан своим именем горе Жамбыл, на отрогах которой он родился. Из этого ряда и имена Созакбай, Келесбек, Едилбай, Талас и т.д. У казахов также много имен, связанных со временем суток, с конкретными погодными условиями: Танатар (встает рассвет), Каржау (снег идет), Жанбырбай (дождь), Туманбай (туман), Боранбай (буран). Из далекого прошлого, когда животные были тотемами, дошли имена Аюхан (хан медведь), Арыстан (лев), Жолбарыс (тигр), Бурихан (хан волк), Кабанбай, Куланбай и др.

Как известно, некоторые дети рождаются с особыми приметами: родинками или родимыми пятнами. У других, со временем, образуются какие-то физические недостатки. В таких случаях их настоящие имена на время забываются, и им дают разные прозвища: Калдыкул (цветок с родинкой), Анар (гранат) - из-за красного пятна или небольшой опухоли на теле. У мальчиков с грыжей в области паха были прозвища Кошкарбай (Баран) и Текебай (Козел). Если же у детей обнаруживали какой-нибудь неестественный нарост или нечто иное подозрительное, то таких спешили переименовать Артыком (лишний). Иногда ребенок рождался с уже прорезавшимися зубами. В этом случае мальчика обязательно называли Каскырбай (волк).

Много значили для казахов происходящие в стране события. Например, известен случай, когда человек родился уже после того, как его отец ушел на войну, поэтому его назвали Согыс (война). Позже, когда у вернувшегося фронтовика родился следующий ребенок, то его нарекли Женис (победа). Но самое примечательное то, что третьего сына отец назвал Тыныс (передышка, затишье). К этой же когорте можно причислить имена Тойшыбек (будет гулять на празднествах), Токболат (будет сытым), Тойындык (наелись, отъелись).

Еще один примечательный ряд казахских имен связан с распространением в степи ислама. К примеру, тех, кто родился в месяц рамадан, во время поста-оразы, называли Оразбек, Оразкул. Появившихся на свет во время пасхи - Айтбай или Айткуль; в благословенный день – пятницу: Жумабай или Жумакуль и т.д. Кроме того, получили широкое распространение и другие арабские имена. Наряду с ними существовали и имена иранского происхождения. Здесь хочется упомянуть три, по-своему примечательных имени: Танирберген, Кудайберген и Аллаберген. Все они означают Богдан (то есть данный богом), только вот корни образуются от тюркского, иранского и арабского. Думается, в них отражается особая толерантность, присущая казахскому народу.

Часто, желая в будущем детям безбедную жизнь, новорожденным давали имена: Отарбай (богатый отарами овец), Жылкыайдар (погоняющий, имеющий лошадей). Если хотели, чтобы мальчик был сильным, использовались имена благородных птиц и зверей: Буркит (орел), Кыран (сокол), Каскырбай (отважный как волк). Также бытовала традиция нарекать детей по возрасту отца или деда: Елубай (пятьдесят), Сексенбес (восемьдесят пять), Жузбай (живущий сто лет), тем самым желали ребенку долгих лет жизни. Чтобы мальчики вырастали сильными и выносливыми, их называли Темир (железный), Шойынбай (стальной). Ожидая от мальчиков совершения подвигов, нарекали их названиями оружий: Кылышбек (крепкая сабля), Найзабай (богатый кольями).

В истории казахов немало фактов изменения имен. Они касались разных событий в жизни человека. Часто люди оставались в памяти потомков под прозвищами, а многие известные личности вошли в историю с другими именами. Известного казахского хана Абылая, являющегося потомком Чингисхана, на самом деле нарекли Абильмансуром. Имя он сменил после того, как враги зверски расправились с его отцом, и он был вынужден скрываться в степи под презрительной кличкой – Сабалак (лохматый пес). Кстати, позже, когда он стал ханом, у него появился духовный наставник Жаланаяк Аздер (босоногий святой), который получил свое прозвище за свою набожность и праведность. Истинное же имя этого бродячего суфи было – Калмухамед. Потомки этого человека по сей день называют себя «жаланаяк кожа».

Еще более ярким примером может служить выдающийся ученый, просветитель, художник, написавший за свою короткую жизнь бесценные труды по истории, фольклору, географии и этнографии Средней Азии - Шокан Уалиханов, правнук хана Абылая, нареченный при рождении именем Мухаммед-Ханафия. А «Шокан» - всего лишь ласкательное имя, данное матерью.

Настоящее имя великого поэта Абая Кунанбайулы, чье творчество имеет культовое значение в казахской литературе - Ибрахим. Абай (то есть осторожный) - так звала своего самого любимого внука бабушка Зере. Один из самых одаренных акынов, живших в казахской степи в XIX в. - Муса Байжанулы, у которого имелось два прозвища: Мырза кедей - щедрый бедняк и Жаяу Муса - пеший Муса. Второе закрепилось за ним навсегда. Он был смелым человеком и открыто говорил о том, что думал власть имущим, за что его недолюбливали. Чтобы уязвить самолюбие общительного, широкого душой Мусу, они называли его Щедрый бедняк. Об этом свидетельствуют строки из его песни:

Байжаннын мен баласы «Мырза кедей»
Байжана сын я, «Щедрый бедняк»
.

О появлении прозвища «Жаяу Муса» есть другая, не менее интересная, история. Как акын Муса любил ездить по аулам и петь песни. К слову, он играл не только на домбре, но и на гармони и скрипке. Популярность его среди простых людей не нравилась именитому султану Мустафе Шорманулы и он, улучив момент, отобрал у певца его единственного коня, оставив только седло и сбрую. Но это не привело певца в уныние, и он по-прежнему продолжал свое дело, преодолевая немалые расстояния, ходил между аулами. За это-то и прозвали его в народе - Жаяу Муса. Тогда и появилась популярная и сегодня песня «Ак сиса» - «Белый ситец». Этой песней он «прославил» и своего обидчика:

Шорманнын Мустафасы атымды алып,
Атандым сол себептен Жаяу Муса.
Мустафа сын Шормана отобрал коня,
Потому и стал я зваться - пеший Муса...

Еще одним из легендарных сыновей казахского народа является Балуан Шолак, обладатель недюжинной силы, прекрасный домбрист, поэт и композитор. Балуан Шолак повсюду ездил со своими друзьями, среди которых были обладатели разного рода искусств. Они искусно пели, красиво танцевали. Джигиты на скаку показывали свою сноровку. Сам Балуан Шолак не только пел. В конце каждого представления он, как правило, демонстрировал свою силу. Снимал с себя красочно пошитую одежду, и помощники ложили на его широкую грудь большую каменную глыбу, которую джигиты разбивали кузнечными молотками. Названный при рождении Нурмагамбетом, свое новое имя Шолак он получил после несчастного случая, когда его правая рука, обгорев, лишилась нескольких пальцев. Об этом поется в одной из его песен:

Баласы Баймырзанын Балуан Шолак,
Он колым отка куйип болдым шолак.
Я сын Баймырзы - Балуан Шолак,
Обжегши правую руку, стал шолак (то есть беспалый или без какой-то конечности).

Первую же половину своего имени Балуан (борец, силач) он получил от народа за свою недюженную силу. Имя одного из самых талантливых поэтов начала прошлого века Магжана Жумабаева было - Мухаметжан. Нареченный этим же именем, народный умелец, младший брат Шокана Уалиханова, остался в истории под именем Макы.

Всем известно имя выдающегося ученого Каныша Сатпаева. Его имя увековечено не только на родной земле, но и в космосе. Планете, открытой крымским ученым Н.С.Черных, присвоено имя академика К.Сатпаева. Но мало кому известно, что имя Каныш маленький Габдулгани, сын бия Имантая, получил от матери Алимы. В истории казахского театра и кино особое место занимает имя Шакена Айманова. Он был очень одаренным человеком: играл на домбре, хорошо пел, был талантливым артистом театра и режиссером кино. В свое время, в одном английском городе на всемирном фестивале исполнителей роли Отелло он завоевал главный приз. Снятые им фильмы «Алдар Косе», «Конец атамана», «Ангел в тюбетейке», «Наш милый доктор» и другие по праву входят в золотой фонд казахского кино. Имя Шакена Айманова носит киностудия Казахстана. Так вот, настоящее имя, данное одному из великих казахов в день его рождения - Шахкарим. Самым популярным казахским композитором-песенником второй половины XX в. является Шамши Калдаяков, настоящее имя которого - Шамсия.

Народная традиция - давать имена известных людей новорожденным - сохраняется. Сегодня в Казахстане живет немало людей, носящих имя: Абылай, Абай, Шокан, Шакен, Димаш, Каныш. Но вместе с тем многие интересные и необычные имена, несущие в себе сакральный смысл, уходят в прошлое, оставаясь лишь в фамилиях. Все чаще и чаще встречаются короткие, упрощенные, звучные на слух имена – Арман, Канат, Булат, Сауле и т.д. Хотелось бы верить, что это явление временное, и интерес к редким, характерным в прошлом именам постепенно возродится.


Отметить статью в социальных сетях